
В каждой более-менее крупной деревне есть цех по переработке риса. По-малагасийски процесс шлифовки называется "митуту" (mitoto).
Китайский шлифовальный станок приводится в действие китайским дизельным движком. Процесс не быстрый, так как рис через эту адскую машину нужно пропускать дважды. С одного раза станок не справляется. Обслуживает машину два человека: техник и грузчик.
2. Шлифовочный цех находится в деревянном сарае, расположенном на главной деревенской улице.

3. Перед шлифовкой рис взвешивают, так как оплата производится за каждый килограмм.

4. Ценник: 70 ариари (1 рубль 30 копеек)/кг если оставляешь им отруби, и 100 ариари (1 рубль 85 копеек)/кг если отруби забираешь.

5. Отруби достаточно ходовой товар. Отдельно их тут продают по 500 ариари/кило. Местные кормят отрубями поросят и птицу.

6. Немного про движок. Обычный раздолбанный китайский дизель. Такой же как и у нас (только у нас новый).

7. С одним отличием - есть стартер.

8. Поэтому нужны аккумуляторы и солнечные батареи.

9. Заливаем топливо.

10. И заводим адскую машину. Кто там говорил, что наша дробилка имеет проблемы с техникой безопасности?

11. Радиатор: 200-литровая бочка.

12. Внутрь засыпают зерно. Пока мешок полный, кастрюльками.

13. Потом прямо из "горлА".

14. А знаете ли вы, что при шлифовке рис теряет оболочку и зародыш, содержащие примерно (от общего количества) 85 % масла, 10 % белка, 80 % тиамина, 70 % минеральных веществ и целлюлозы, 50 % рибофлавина и 65 % ниацина цельного рисового зерна? Шлифованный рис не годится для посева - он "мертвый".

15. Зачем же его шлифуют? После шлифовки рис приобретает более привлекательный вид, приготовление его занимает намного меньше времени, рис легче усваивается и намного дольше хранится, что особенно важно в жарком и влажном климате.

16. Рис всему голова! Напомню, что каждый малагасиец съедает в день порядка одного килограмма этого зерна.

17. Снизу машины добывают отруби. ТБ зашкаливает - я пока снимал, пару раз чуть не вляпался в эти ремни.

18.

19. Отруби мы конечно забрали (это же комбикорм в чистом виде!) - планируем завести уток.

20. А вся шелуха через трубу в стене летит во двор.

21. Где ее исследуют хозяйские куры.

22. Взял мешок на пробу (бесплатно отдаёт) - попробуем замешивать в мульчу для ванили и гвоздики.

23. По окончании хозяин пересчитал деньги.

24. И показал по моей просьбе устройство агрегата. Этими валами рис шлифуется.

25. Они же и главный расходный материал. Хватает примерно на пару месяцев. Новые покупает в столице по 70 000 ариари/штука (1 300 рублей).

26. Ремонтирует машину сын хозяина. Он (по его словам) вообще на все руки мастер.

27. А нам пора сваливать, ибо очередь начала уже понемногу веньгать.

28. Рис после шлифовки. Потери составили примерно 17%.

29. Операторы шлифовального станка. Фанири и Рафиди. С большим уважением отношусь к аборигенам, которые заняты делом. Все бы так!

Короткое видео процесса:
Journal information