Чрезвычайно интересный документ раскопал я в архивах.
Это статья из "Bulletin de Ia Société entomologique de France" за 1977 год. В ней есть косвенные доказательства того, что семья Олсуфьевых уехала из СССР не в эмиграцию, а на работу. Видимо, на средства А.П. Семенова-Тян-Шанского (на тот момент председателя Русского энтомологического общества), чтобы собрать коллекцию насекомых Мадагаскара.
Но потом случился 37 год и вернуться стало невозможно. А как только Григорий Васильевич состарился, за его коллекцией началась настоящая охота.
Мой перевод:
"KROMBEIN (1972) кратко изложил этапы исследований мадагаскарских Mutilles и подробнее остановился на монографии Олсуфьева (1938).
Эта монография несомненно имеет огромное значения для изучения малагасийских Mutillidae. Для ее написания Олсуфьев использовал собственные поимки, а также улов своего охотника Pierre Andria ROBINSON. Помимо этого, для него специально собрали богатый исследовательский материал A. SEYRIG, J. VADON, V. MELLIS, H. CHAUVIN или L. LAVAUDEN. По идее, этот материал должен был попасть к SEMENOFF-TIAN-SHANSKI, но когда тот ослеп, Олсуфьев сам взялся за исследование.
Публикация показала, что работа не была простым обзором, а напротив, оказалась очень насыщенной и подробной. Сегодня нас может удивить, что описание новых таксонов имеются только в дихотомических таблицах. Ни один тип не определен, к тому же Олсуфьев не сообщает, где он хранит изучаемый материал.
По словам Jean VADON, Олсуфьев не имел никакого имущества. Чтобы выжить, он был вынужден в начале второй мировой войны продать часть своей коллекции. A. SEYRIG купил у него сборы из семейства Mutilles, а J. VADON из семейства Epilissiens. Таким образом исследовательский материал Олсуфьева в настоящее время находится в коллекции Сейрига в Национальном музее естественной истории в Париже.
Но и SEYRIG не обладал полным материалом по Mutillidae. В начале 1969 года, в личных вещах мадам Олсуфьевой, в доме престарелых в Анцирабе, был найден целый ряд досок с Mutilles. Они были прикреплены булавками и под каждым индивидом находилась этикетка с локацией."
----------------------------------------
Интересно, как это было возможно, обнаружить в личных вещах, живой еще на тот момент Наталии Олсуфьевой, "целый ряд досок с Mutilles"? И где они сейчас?
Констатация факта: в парижском национальном музее естественной истории можно наблюдать коллекцию Олсуфьева под авторством Сейрига.
У Андрея Петровича Семёнова-Тян-Шанского проблемы со зрением начались в 1928 году, что совпадает с годом отъезда Олсуфьевых.
Journal information